Привет! Я Настя, классическая домохозяйка и мать одного младенца. Паспорт нагло утверждает, что мне 33. Я пытаюсь кормить мужа, сына и себя так, чтобы количество болезней на единицу семьи стремилось к нулю. Здоровое адекватное веганство — вот мое решение этой головоломки. Мой аккаунт в Инстаграме @foodhealthrocknroll рассказывает о простой и вкусной веганской еде в форме рецептов, попадаются и статьи о влиянии еды на здоровье. А еще на моей странице можно подружиться с соционикой. Эта почти точная наука помогает познать структуру собственной психики и психики других людей, раскрывает секреты профориентации, мотивации, удачного выбора спутника жизни и еще много чего интересного. Заходите, располагайтесь. Будут печеньки.
♦ ЗОЖ – величина переменная. Для кого-то это два литра воды в день и пробежки по утрам, для кого-то – йога и зеленый/травяной/имбирный чай. Кто-то «сидит на массе», а потом «сушится», кто-то не курит и «закладывает за воротник» только по большим праздникам. А еще в течение жизни наступают моменты, когда человек понимает, что предыдущих мер уже недостаточно или они не работают больше – и начинается поиск новых путей. И неизвестно, есть ли в этом процессе финиш, где тебе аплодируют, дарят цветы и поздравляют с достижением дзена – и вечной жизни без единой болезни. В этом ключе – вот вам история одной девочки, которая хотела всегда быть здоровой.
Один из первых шагов к тому, что сейчас модно называть «ПП» («правильное питание») я сделала в кабинете детского гастроэнтеролога. Высшие силы позаботились о ребенке, ниспослав ему чувствительный желудок, а с ним и невозможность питаться двойным Ж — Жареным и Жирным. На тот момент диагноз «хронический гастрит» выглядел как сущее проклятье — кто из нас не писал в школьной анкете: «Любимое блюдо – жареная картошка и жареная курица»?
Дальше – больше. Мне было лет 12, когда в погоне за фигурой «как у Софи Лорен» моя мама решила, что чай с сахаром пить – моветон. Так что нóги моего внутреннего ЗОЖника растут прямехонько из фигуры мадам Лорен. Так сказать, не гастритом единым – но и красота встает в очередь из желающих спасти мир. Примерно в то же время какой-то добрый человек научил, что кока-колой можно с успехом драить унитазы. В свои 12 я оказалась на редкость сообразительным подростком, прониклась аналогией между унитазом и своим желудком и сказала «adieu» сладким газировкам.
Хотя выпечка и десерты продолжали присутствовать в моем меню, Сладкое не значилось в списке для работы над ошибками – в отличие от Соленого. Девушка уверенной рукой отодвигала торт, шоколад и вино, чтобы расчистить место для чипсов, фисташек, пива и сыра – где-то глубоко в душе понимая, что эта теплая компания немногим лучше отвергнутой парочки на букву Ж. Под влиянием «страстей» про канцерогены чипсы быстро канули в небытие, но соленые до разъеденных уголков губ фисташки и сыр целое десятилетие правили бал – при прочей «правильности» моего «ПП» (без колбасы, откровенного фастфуда и прочих вкусовых изяществ).
Замуж я вышла за гурмана с мишленовскими замашками и отъявленного сладкоежку. Забеременела – и вот тут началось. Я не могла спокойно смотреть на сладости, которые покупал муж. В пылу крестового похода против сахарной нечисти я поедала конфетки-печеньки, проклиная женскую долю и свои гормоны. Умоляла мужа сжалиться и не тащить сладкое в дом, но он смеялся и говорил, что мне надо тренировать силу воли. О том, как правильно тренировать беременные гормоны, он скромно умалчивал. Какое счастье, что беременность не вечна! Я родила, очнулась и перестала есть магазинные сладости по поводу и без. Зато взялась частенько печь кексы и блины сама – побаловать мужа и побаловаться самой.
Ключевой момент на моем пути к адекватному питанию – отказ от мяса, рыбы, яиц и молочки – наступил год назад. Тут надо уточнить, что до перехода на веганство мясо я ела только от случая к случаю пару раз в году (просто не хотелось), зато морепродукты, творог и сыр казались мне пищей, идеальной по всем показателям. Я неожиданно быстро втянулась в веганство, и все индустриальные вкусняхи разом перестали мне подмигивать. Я натыкалась на этикетке на яйца или молочную сыворотку в составе – и слюна вспоминала о делах поважнее, чем выделяться на какое-то там курабье. С любопытством новичка стала использовать в выпечке бананы или яблочное пюре, которые, как выяснилось, заменяют вегану яйца, сахар и мать родную. Оказалось, что банановый или яблочный аромат в плюшке куда вкуснее сахарной прямолинейности.
Начитавшись доктора Грэма с его системой 80/10/10, я стала есть фрукты на завтрак целыми кучами, а не одно яблочко, как бывало («ПП» ведь фрукты особо не жалует). Чем больше фруктов я ела, тем меньше хотелось печь кексы и покупать постные пирожки. Сегодня при слове «десерт» мне на ум приходят чизкейки из зеленой гречки, но возиться с ними самой, откровенно говоря, лень. Мой внутренний этичный кондитер отбросил коньки, не успев их толком нацепить. Точно знаю, что сахарная зависимость сильно сдала позиции с полным отказом от мясо-рыбно-молочного. А с введением в рацион большого количества фруктов мой рафинированно-сладкий зуб вообще оказался выдран с корнем.
Может показаться, что такими темпами в моем меню вообще ничего, кроме фруктов, не осталось – но это неправда. Мое утро действительно начинается с фруктового смузи с бананами, зеленью и замороженными ягодами (которые в московских магазинах на удивление дешевы в сравнении со свежими сезонными). Второй завтрак – овсяная или пшенная каша с ништяками в виде урбечей или фиников с какао. Заметила одну вещь – день до полдника на сыроедении, так называемое raw till four, которое я практиковала месяца 2-3 после книжки Грэма, приводит меня к боли в желудке после ужина. С чем связано – не знаю, но вареная каша на второй завтрак стабильно спасает положение. За это я ее за нежно люблю и запиваю кофе с соевым молоком (тут Сергей точно бросит в меня камень…)*** Потом на очереди большой свежий овощной салат, а завершает дневной рацион вареная крупа (рис, киноа, гречка, перловка) или картошка с тушеными-запеченными овощами, бобовыми или тофу. Из последних достижений – я научилась слегка обжаривать лук с морковкой без масла, и горжусь так, как будто получила Нобеля.
Раз в год, по обещанию, выходим с мужем в заведение. Внимательно присмотревшись к этим «выходам в свет», я заметила, что ресторанная, пусть и постная, еда ведет себя во мне неприлично: портит настроение, требует продолжения банкета и обеспечивает неприятное дыхание наутро. На призыв моего цензора подумать о причинах данного явления я смогла додуматься только до высокого содержания того же сахара и жира в блюдах общепита для гурманов. Подозреваю, что некоторые рестораторы не гнушаются приукрашивать свои творения усилителями вкуса – ну да Господь им судья. К слову, если не случилось ресторана, то утром зубы не чищу, перестала. До фруктового завтрака дыхание хорошее, и зубную пасту «есть» не хочется, а после фруктов я начисто об этом забываю (но вечером чищу очень вдумчиво, если вдруг кто заволновался).
А еще я очень любила хлеб. И не на шутку испугалась, когда увидела, что каждый уважающий себя приверженец здорового питания или не ест его вовсе, или ест, но самодельный и бездрожжевой. Жизнь после хлеба показалась мне бессмысленной — точь-в-точь как жизнь после сыра до начала карьеры вегана. О вреде дрожжей никакого вменяемого исследования не нашла, но на всякий случай, за компанию, стала есть бездрожжевой. А потом и он потерял для меня свою адскую привлекательность – я и не заметила когда.
В семье я считаюсь самым здоровым человеком (может, потому, что не принимаю никаких таблеток, кроме витамина B12). Тем не менее, почти вся моя и мужнина родня считает мое питание несбалансированным и под лозунгом «Поживи-ка с мое!» с высоты своих диабета и гипертонии частенько предупреждает меня о надвигающейся опасности в виде дефицита белка, кальция и всего такого. Для поддержания баланса их системы питания регулярно требуются различные медикаменты и походы по врачам, но это почему-то никого не смущает. Немного обидно то, что и до перехода на растительное питание я слыла «от природы здоровым» человеком. Отсутствие большой разницы не позволяет постороннему глазу заметить эффект. Тот факт, что мое детство прошло со стаканом теплой минеральной воды без газа в руке, с грелкой на печени и резиновой трубкой через всю пищеварительную систему для зондирований желудка и желчного пузыря, благополучно канул в небытие.
Даже мне спустя год сложно заметить эффект внушительных размеров – но уже одно то, что вкусными моим рецепторам кажутся фрукты, а не индустриальные сладости, дорогого стоит. Ну и еще – последние два вируса ушли как бы сами собой за полтора дня, отозвавшись во мне только легкой слабостью. Прошлой зимой я все еще по-взрослому болела по две недели кряду, со всей неотъемлемой атрибутикой – соплями, кашлем и температурой. В связи с этим жду не дождусь настоящего сезона простуд и гриппа – проверить иммунитет на вшивость, ну и заодно удостовериться, что моя дорога убежденного ЗОЖника действительно ведет к «вечной» жизни без единой болезни.
*** — тут автор явно преувеличивает. В силу своего питания, я не могу оторвать камень от земли.